ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ"

16.11.2023

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

ü Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка (ст.6);

ü защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);

ü обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24); 

ü признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);

ü защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);

ü защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);

ü меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39);

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

ü за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);

ü за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157);

Семейный кодекс РФ гарантирует:

ü право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);

ü право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);

ü меру «лишение родительских прав»,как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);

ü немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст.56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит:

ü жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними Запрещены (ст.14).

                           

Факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье.

ü Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, наличием отчимов или мачех;

ü Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

ü Безработица или постоянные финансовые трудности;

ü Супружеские конфликты;

ü Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

ü Нежеланный ребёнок;

ü Умственные или физические недостатки ребёнка;

ü Трудный ребёнок;

ü Статус беженцев, вынужденных переселенцев.

В случае выявление жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей, педагогу следует принять меры по его защите. Побывать у ребёнка дома, посмотреть в каких условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй.

 

Признаки неблагополучия ребёнка в семье:

Ø Ребёнок не ухожен, неопрятен, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви (рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру и т.п.).

Ø На замечания, по поводу внешнего вида ребёнка родители не реагируют.

Ø Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

Ø Ребёнок приходит из дома со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождения синяков и ссадин.

Ø Родители нигде не работают, не состоят на учёте в центре занятости и не имеют постоянного источника дохода.

Ø Ребёнок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

   Признаки физического насилия в семье:

*    Боязливость ребёнка. Выраженный страх по отношению к взрослому.

*    В проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания и т.д.

*    В боязни идти домой.Хочу такой сайт

*    В жестоком обращении с животными.Хочу такой сайт

*    В проявлении агрессии к более слабым и беззащитным.Хочу такой сайт

*    В стремлении скрыть причину травм.Хочу такой сайт

При выявлении признаков неблагополучия в семье ребёнка, воспитатели пишут докладную записку на имя заведующего ДОУ с просьбой поставить семью на учёт, с указанием причин неблагополучия.

     

                                   Показатели неблагополучия семьи

 

Социально-экономические:

*    Длительная безработица (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства.

*    Длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток.

*    Расходование имущества, принадлежащего ребёнку, и денежных средств (пособий на ребёнка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению.

*    Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.

*    Необеспеченность ребёнка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.

*    Задолженность (больше 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам.

*    Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

Медико-санитарные:

*    Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами.

*    Отсутствие в доме электричества, отопления.

*    Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учёт в наркологической клинике или психоневрологическом диспансере.

*    Не ухоженность или неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм.

*    Несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребёнка, отсутствие активности родителей, когда речь идёт о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи.

*    Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребёнка.

 

Социально-демографические:

*    Родители имеют статус лиц без определённого места жительства.

*    Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребёнка).

*    Выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей.

*    Родители или один из них посещает деструктивную секту.

*    Родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

Психолого-педагогические:

*    Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребёнку.

*    Непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается(обучается) ребёнок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации.

*    Систематическое применение к ребёнку антипедагогических мер воздействия.

*    Насилие и жестокое отношение к ребёнку, пренебрежение его основными интересами и нуждами.

*    Устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций.

*    Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

Криминально-аморальные.

*    Постановка родителей на учёт в органах внутренних дел.

*    Нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов.

*    Аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсичных веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребёнка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми).

*    Проявление жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи.

*    Наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира.

*    Попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи.

*    Оставление ребёнка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».