10.11.2021
10.11.2021
Одной из самых актуальных в современной
педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и
инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative,
от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам
деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к
новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо
действиях.
В ФГОС ДО указывается, что одним из
основных принципов дошкольного образования является поддержка детской
инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной
ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного
возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно
делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые
проблемные ситуации.
В ФГОС ДО отмечается необходимость
создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности,
форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является
важнейшим показателем детского развития, это способность детей к
самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей
детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения
детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к
организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр,
такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной
деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления
природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию
собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие
отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Выделяют четыре сферы инициативы:
·
коммуникативная инициатива
(включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются
эмпатия, коммуникативная функция речи);
·
творческая инициатива
(включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где
развиваются воображение, образное мышление);
·
инициатива как целеполагание
и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности –
рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению
«сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция
речи);
·
познавательная инициатива –
любознательность (включенность в экспериментирование, простую
познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности
устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые
отношения).
Какие же направления и способы поддержки
детской инициативы можно порекомендовать педагогам?
·
уважать индивидуальные вкусы
и привычки детей;
·
выбор оптимального уровня
нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он
справился с заданием);
·
поощрение (в процессе
деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности
осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
·
обеспечение благоприятной атмосферы,
доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и
критики в адрес ребенка;
·
положительная оценка (как
итогового, так и промежуточного результата);
·
проявление внимания к
интересам и потребностям каждого ребенка;
·
косвенная (недирективная)
помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
·
личностный пример воспитателя
(использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и
т. д.);
·
отсутствие запрета (на выбор
партнера для действия, игры, роли и т. д.);
·
предложение альтернативы
(другого способа, варианта действия);
·
создание и своевременное
изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося
жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы,
атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен
беспрепятственный доступ и т. д.);
·
обеспечение (выбора различных
форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового
материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи),
музыкальных и спортивных атрибутов).
·
отмечать и приветствовать
даже самые минимальные успехи детей;
·
предоставление детям
возможности активно задавать вопросы.
·
не критиковать результаты
деятельности ребенка и его самого как личность;
·
формировать у детей привычку
самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно
пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими
помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения
самостоятельности;
·
поддерживать интерес ребенка
к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
·
устанавливать простые и
понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми
детьми;
·
проводить все режимные моменты
в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и
поторапливания детей;
·
обращаться к детям, с
просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же
результатов сверстников;
·
поощрять занятия
двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать
одобрение любому результату труда ребенка.
·
создавать в группе
положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и
заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое
слово для выражения своего отношения к ребенку;
·
поощрять желание создавать
что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность
будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме,
бабушке, папе, другу);
·
привлекать детей к
планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать
совместные проекты.
Организуя свою образовательную работу в
этом направлении я придерживаюсь следующих принципов:
·
Вариативности - предоставление
ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права
выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
·
Деятельности - стимулирование
детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в
игре и в самостоятельной деятельности.
·
Креативности - создание
ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через
совместную и индивидуальную деятельность.
Чтобы дети верили в свои силы, развивались
и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей
практике я применяю различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности,
совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и
экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд
в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная
деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности,
самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как
алгоритмы, моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.
1.
Продуктивные
виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)
В процессе продуктивной деятельности у
детей формируются такие качества личности, как умственная активность,
любознательность, самостоятельность, инициатива, умение проявлять
самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе изобразительных
материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
которые являются основными компонентами творческой деятельности. Помогаю
ребенку «оформить» его работу в конечный продукт, например, сделать рамку для
рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д.
Для развития детской самостоятельной изобразительной деятельности мною собрана
тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных
видов строительного материала, схемы мозаик и головоломок.
2.
Самостоятельная
деятельность детей.
Воспитатель создает для детей
разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая
должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна
соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер.
Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со
сверстниками.
3) Групповой сбор
Эта часть ежедневного распорядка, которая
проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, где дети
самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе
собственных интересов и потребностей в различных центрах.
4) Трудовая деятельность
В своей практике я создаю такие условия
для трудовой деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу,
поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно
относятся к оценке своего труда.
5) Метод «проектов»
В своей работе со старшими дошкольниками я
использую технологию проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна
для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать
выбор. Здесь важно быть партнером, помощником детей. «Метод проектов»
способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей
друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение
сотрудничать, принимать чужую точку зрения.
6) Ритуал планирования самостоятельной
деятельности
Во время этого ритуала дети садятся и
зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во
второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и
проговаривают, чем они будут заниматься.
7) Проблемное обучение
При проблемном обучении ребенок
систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций,
вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование
подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.
Во время проведения таких форм работы с
детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались
самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в
игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя
знания, полученные из разных источников. Надо тактично сотрудничать с детьми:
не стараться всё сразу показывать и объяснять, не давать готовые инструкции, а
оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их
активность в разных видах деятельности.
ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или
образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с
семьей. Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников:
строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет
вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие
задания выполняются совместно), нацеливает родителей на необходимость
поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности.
Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы,
плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной
деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям,
педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости ребенка
за свой труд и удовлетворение его своими результатами.
Детская инициатива выражается тогда,
когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным
участником, субъектом социальных отношений.
В результате правильно построенной работе
с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и
инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих
возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают
материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать
информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи
своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и
гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать
и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности,
достигая положительного результата.
Исходя из выше сказанного, можно признать,
что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на
протяжении всего периода дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы всем напомнить,
что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в
них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали
царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином»
Библиографический список:
1. Алиева
Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности,
коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.
2. Большой
Энциклопедический словарь. 2000г.
3. Бабаева
Т.И. «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в
школе» СПб.
4. Кожевникова
Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009
5. Короткова
Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н.А.
Короткова – М.: Академия, 2008.
6. Нищева
Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева // Сборник
статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
7. Образовательная
среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста:
методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического
образования, 2008г.
8. Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
17 октября