10.11.2021
10.11.2021
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Целевые
ориентиры образования для детей младшей
группы
·
Ребенок
может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом, объединяться в игре с
общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности.
·
Проявляет
стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и
пока еще требуют постоянного внимания воспитателя.
·
Активно
участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях,
в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в
рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.
·
Принимает
цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и
побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата.
·
Охотно
включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям,
отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной
игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к
взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
·
Владеет
игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, разворачивает
игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого
поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре,
рисунке, постройке.
·
Значительно
увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок
пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
·
Владеет
элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками
самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной
гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
·
Проявляет
стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов,
использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему
экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом
познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания
мира.
·
Знает
свои имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия,
которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом»), узнает дом, квартиру, в
которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов
своей семьи и ближайших родственников.
·
Освоил
некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и
запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения
другого ребенка нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от
одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и
указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает
предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии.
Целевые
ориентиры образования для детей средней группы.
·
Ребенок
может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных
задач, поставленных взрослым.
·
Доброжелателен
в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам
деятельности, активно участвует в них.
·
Овладевает
умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их
для решения интеллектуальных и бытовых задач. Сформированы специальные умения и
навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.),
необходимые для осуществления различных видов детской деятельности
·
Откликается
на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и
растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам
сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.
·
Проявляет
стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со
сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые
дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со
сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению
сверстников.
·
В
играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры,
обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и
использовании предметов- заместителей, с интересом включается в ролевой диалог
со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового
сюжета. Вступает в ролевой диалог. В играх с правилами принимает игровую
задачу, проявляет интерес к результату.
·
Речевые
контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения
внимания сверстника ребенок использует средства интонационной речевой
выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает
стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям.
Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для
поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми.
С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и
животных.
·
Движения
стали значительно более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает острую
потребность в движении, отличается высокой возбудимостью.
·
Выполняет
доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила
здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости
выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании,
сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. В
привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со
взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По
напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту
и на улице.
·
Отличается
высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового
характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и
зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания,
имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с
помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В
процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет
свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские
действия.
·
Имеет
представления: — о себе: знает свои имя полное и краткое, фамилию, возраст,
пол. Осознает некоторые свои умения («умею рисовать» и пр.), знания («знаю, о
чем эта сказка»), Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем
организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); — о семье: знает
состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о
происшедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних
животных; — об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует
с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя,
повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки; — о государстве: знает
название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем
окружении.
·
Владеет
разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к
самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и
первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое
плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно
уважать взрослых и пр.).
Целевые
ориентиры образования для детей старшей группы.
·
Ребенок
проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к
проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать
путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с
позиции цели.
·
Понимает
состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях,
интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить
общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного
изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального
состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для
передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной
литературе.
·
Дети
могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для
совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли,
согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер
взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать
очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении —
делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы.
·
Может
предварительно обозначить тему игры, заинтересован совместной игрой.
Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет
объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Проявляет интерес к игровому
экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым
содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и
правилами.
·
Ребенок
имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная,
выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется
грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем.
Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
·
Проявляет
интерес к физическим упражнениям. Ребенок правильно выполняет физические
упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать
и выполнить несложные физические упражнения.
·
Самостоятельно
выполняет основные культурно- гигиенические процессы (культура еды, умывание,
одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки.
Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил
отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем
самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. Проявляет
уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей,
ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых
играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и
настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.
·
Проявляет
интеллектуальную активность. Может принять и самостоятельно поставить
познавательную задачу и решить ее доступными способами. Проявляет
интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием
экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного
опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и
страны, разными народами, животным и растительным миром.
·
Знает
свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов
семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме,
назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно
рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях.
Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности. Имеет
представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как
поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в
семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет
представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между
видами труда. Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей
страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.
Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях
России и родного города, Имеет представления о многообразии растений и
животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об
уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся
представления в собственной деятельности.
·
Соблюдает
установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не
только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных
правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов.
Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет
последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному
разрешению конфликтов.
·
Слушает
и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах
деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и
называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти
правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, способен
аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в
соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования
·
Ребенок
овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
·
Ребенок
обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
·
Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать
свою позицию по разным вопросам.
·
Способен
сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в
совместной деятельности.
·
Понимает,
что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической
принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических
особенностей.
·
Проявляет
эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в
этом нуждается.
·
Проявляет
умение слышать других и стремление быть понятым другими.
·
Ребенок
обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их
оценивать.
·
Ребенок
достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности.
·
У
ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
·
Ребенок
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной
гигиены.
·
Проявляет
ответственность за начатое дело.
·
Ребенок
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории
и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения в различных видах деятельности.
·
Открыт
новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать
новые знания; положительно относится к обучению в школе.
·
Проявляет
уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
·
Эмоционально
отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и
профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность,
изобразительную деятельность и т.д.).
·
Проявляет
патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет
представление о ее географическом разнообразии, многонациональное™, важнейших
исторических событиях.
·
Имеет
первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях,
включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к своему и
противоположному полу.
·
Соблюдает
элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о
том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо;
проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
·
Имеет
начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ
жизни как ценность.